13 – 16 апреля в России состоялся II Международный Московский вело конгресс. Казахстан на этом масштабном форуме представлял алматинский велоэнтузиаст, основатель Клуба вело приключений Александр Габченко.
Вот несколько тезисов по итогам визита:
Главные темы Московского вело конгресса, — развитие городского вело транспорта, методы создания городской среды, удобной для человека и передвижения на велосипеде. Экономические выгоды городов от развития велотрафика. Способы привлечения горожан к использованию велосипеда для поездок на работу и по делам. На конгрессе не обсуждают спорт и велогонки. А о велотуризме говорят в контексте транспортной функции и аспекта экономического развития.
Одна из важных тем II-го Международного Московского вело конгресса, которую я постоянно держу в поле зрения, продвижение зимних поездок на велосипеде.
В Казахстане вопрос о зимних поездках регулярно наталкивается на аргумент, о том, что зима у нас суровая, снег падает, жить мешает, не то, что на велосипеде передвигаться. Но, снежная зима существует не только в Республике Казахстан. Жители северных стран с лёгкостью опровергают этот стереотип. Например, Финляндия. На конгрессе я познакомился с Пеккой Тахкола, консультантом муниципального правительства приполярного города Оуулу, где зимний вело трафик, многократно выше чем у нас летний.
Девиз финнов: зима — не преграда для развития велоинфраструктуры, а лишь особенность.
Вот что делают местные власти для развития велопоездок зимой:
— Качественная велоинфраструктура. Разветвленная и хорошо связанная сеть велодорожек позволяет быстро и безопасно добираться до места назначения.
— Водоотведение и подсыпка. Очень большое внимание уделяется удалению воды. Вода — это разрушитель инфраструктуры и создатель всяческих неприятностей. Для борьбы со льдом химические реагенты практически не применяются, используется гранитная крошка.
— Грамотная уборка снега. Снегоуборочная техника со специальными насадками оставляет ровно 2 сантиметра утрамбованного снега. За счет этого зимой комфортно ездить на обычных покрышках.
— Своевременная уборка снега. Велодорожки очищают в первую очередь, ночью, что бы утром по ним могли проехать школьники на занятия.
Если поглядеть архив погоды по Алматы, легко заметить, что по-настоящему холодных дней у нас совсем мало. И снега зимой в городе может не быть вовсе. Автоматизированный велопрокат Almaty Bike работал всю зиму 2016-2017 без сбоев и перерывов. Люди ездили на велосипедах и это лучшее доказательство того, что зимний вело транспорт актуален не менее летнего.
P.S. В 2017 году, я оказался на конгрессе уже во второй раз. Поездка состоялась благодаря поддержке компании Raimbek, и проекта Открытой платформы велосипедистов Velofriends_kz, выражаю им благодарность.